Размер шрифта:
Цветовая схема:

Изменения в законодательстве Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (новые требования Федерального закона № 294-ФЗ вступившие в силу с 1 января 2017 г.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ,   информируем об основных изменениях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - федеральный закон), которые подлежат безусловному исполнению.

1. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 федерального закона на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов.

Перечень нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте ФМБА России в подразделе "Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю" раздела "Документы" по адресу: http://fmbaros.ru/documen/documenperech/index.php?id16=9218.

2. В соответствии с ч.4 ст. 8.2. федерального закона предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение направляется при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, при условии, что данные нарушения не  причинили вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д. либо не создали непосредственную угрозу указанных последствий. Также, одним из условий направления предостережения является отсутствие ранее привлечения к ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя за нарушение соответствующих требований.

Порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит  информацию о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов. Однако, юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) предлагается направить в установленный предостережением срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, возражения.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. В соответствии со ст. ст. 8.3 федерального закона определены основные понятия мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

К такого рода мероприятиям отнесены, в том числе:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 федерального закона; административные обследования объектов земельных отношений; исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности, либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление, с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 федерального закона.

4. В соответствии с частями 11.1 - 11.5 ст. 9 федерального закона введены положения об использовании органами государственного контроля (надзора) при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов).

5. Вступили в силу и положения ч. 8 ст. 8.1 федерального закона об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований. В соответствии с указанной нормой, Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), указанных в ч. 1 ст. 8.1. федерального закона, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю, индикаторов риска нарушения обязательных требований.

6. В соответствии с ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 федерального закона уточнены способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки.

Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).

7. В соответствии с ч. 3 ст. 10 федерального закона вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, которые не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, если последние не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также если такие обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 ст. 10 федерального закона.

В частности установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

ч.3.2 ст. 10 федерального закона определена процедура предварительной проверки поступивших обращений.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

  • принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
  • проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В рамках предварительной проверки у юридического лица, х индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 федерального закона, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 федерального закона. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

8.  В частях 3.4, 3.5 ст. 10 федерального закона урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения.

По решению руководителя, заместителя руководителя территориального органа ФМБА России предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Кроме того, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. При подаче такого иска территориальным органам ФМБА России необходимо обеспечить представление документов, подтверждающих понесенные в связи с проведением проверки по такому обращению расходы (в том числе расходы, понесенные подведомственными ФМБА России федеральными государственными бюджетными учреждениями).

9. В соответствии с ч. 7 ст. 12 вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки.

Так, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:

  • отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного ^ представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
  • иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица,  юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.

При этом, необходимо отметить, что при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, территориальным органам ФМБА России необходимо возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 Ко АП РФ и направить соответствующие материалы для рассмотрения в суд.

Кроме того, орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки, вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

10. В ч. 9 ст. 15 федерального закона установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

При этом, орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.